Управление сайтом(CMS): mAdmin от www.Site.net.ua

Наши предки, рождавшиеся и жившие в православной среде, хорошо понимали язык иконы. Современным людям достигнуть этого значительно сложнее. Многие вообще считают, что икона - один из видов живописи. Между тем картина и икона принципиально отличаются.

 
 
Главная
Контакты
Галерея
Иконы (доска, киоты, резьба, реставрация)
Об иконах
 
Главная  :::  Об иконах ::: 
 
Икона - не картина
 

Наши предки, рождавшиеся и жившие в православной среде, хорошо понимали язык иконы. Современным людям достигнуть этого значительно сложнее. Многие вообще считают, что икона - один из видов живописи. Между тем картина и икона принципиально отличаются.

Как писал С. Алексеев, картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение художника, в свою очередь, зависит от очень многих причин: времени его жизни, эпохи, характера самого художника, образа его жизни. А икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - это мировоззрение Церкви. Икона вне времени, она - отображение инобытия в нашем мире. Не случайно авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное; иконописание - не самовыражение, а служение. Кисть иконописца бесстрастна, личные эмоции никак не влияют на работу.

Картина - это средство общения с автором, с его идеями и переживаниями. Икона - средство для общения с Богом и Его святыми.

Первое отличие иконы от картины, это то, что для икон характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько его идея. Все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда, кстати, "деформированные", как правило, удлиненные пропорции фигур. Это идея преображения плоти, обитающей в мире духовном. Известный богослов Е. Трубецкой писал: "Икона - не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества, и так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Что значит в этом изображении истонченная телесность? Это - резко выраженное отрицание того самого биологизма, которое возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь: Изможденные лики святых на иконах противополагают этому: царству самодовлеющей и сытой плоти не только "истонченное чувство", но, прежде всего - новую норму жизненных отношений. Это - то царство, которого плоть и кровь не наследуют".

На иконе все имеет особый смысл. Вот изображение гор. Это не голубые вершины Рериха - на иконах это символ духовного восхождения, восхождения к Единому Богу. Поэтому горы на иконах имеют лещадки - своего рода ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы. Второе существенное отличие икон от реалистической картины - это принцип изображения пространства.

Картины построены по законам прямой перспективы. Рельсы, удаляясь на такой картине, будут сходиться в одной точке, расположенной на линии горизонта. Для иконы характерна обратная перспектива. В иконе точки сходятся не в глубине картинной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке. Так изливается в наш мир духовный. Параллельные линии на иконе не сходятся, а, наоборот, расширяются в пространстве. Да и самого пространства в иконе нет. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное изобразительное, а смысловое значение. Отдаленные предметы на иконах не скрыты, а включены в общую композицию как первоплановые. Третьим отличием является отсутствие внешнего источника света. На иконе невозможно определить, где находится источник света, не видно и падающих теней. На иконе свет исходит от самих ликов и фигур, из глубины, как символ святости. Икона светоносна сама по себе. Кажется, что свет изливается изнутри самих лиц и фигур. Технически это осуществляется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой (левкас) просвечивает сквозь краски.

Говоря о свете на иконах, следует упомянуть и о нимбах. Нимбы, как символ святости и напоенности божественным светом - очень важная особенность священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. Для католических картин характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого. "Можно сделать вывод, - пишет С. Алексеев, - что католический вариант нимба - это награда данная святому извне, а православный - венец святости, рожденный изнутри".
Еще одно отличие икон от картин - это то, что цвет несет в них символическую функцию. Скажем, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертву себя ради Христа, а на других иконах - это цвет царского достоинства. Особенно специалисты выделяют использование золота на иконах. Золото - это символ божественного света, и чтобы передать на иконах сияние этого света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото. Примечательно, что золото на иконах - прямая противоположность золоту как символу земного богатства. Золотые нимбы святых, золотые блестки на их ризах - знак осиянности светом божественной славы, знак причастности к Богу.

Черный цвет - цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используют только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподней.

Еще одно отличие от картин: для икон характерна единовременность изображения. Все события происходят сразу. Это говорит о том, что события, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют совсем другой образ в пространстве духовном. Событие, произошедшее 20 веков назад, действенно и сейчас. Оно вне времени и пространства, оно и сейчас оказывает такое же воздействие на главную цель - спасение душ человеческих от вечной смерти. Главная задача иконы - показать реальность духовного мира, а картина передает чувственную, материальную сторону нашей жизни. Картина - это веха на пути художественного осмысления жизни. Икона - веха на пути к спасению.


 
 
Все права защищены. 2009 ©. Создание сайта - ООО "Сайт!"