Управление сайтом(CMS): mAdmin от www.Site.net.ua

Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописцев. Совокупность этих приемов называется иконописным каноном. "Канон" - слово греческое и означает "правило", "мерило". Иконописные правила создавались в течение многих веков, причем создавались не только иконописцами или, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви.

 
 
Главная
Контакты
Галерея
Иконы (доска, киоты, резьба, реставрация)
Об иконах
 
Главная  :::  Об иконах ::: 
 
От гофера и ситтима к кипарису и ольхе
 

Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописцев. Совокупность этих приемов называется иконописным каноном. "Канон" - слово греческое и означает "правило", "мерило". Иконописные правила создавались в течение многих веков, причем создавались не только иконописцами или, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви.

Так, в 691 году в Константинополе состоялся собор. Из постановлений, принятых на этом собрании отцов Церкви, многие касались иконописного канона. Правилом 82-м запрещалось изображать Христа в виде агнца (ягненка), т.е. символически. Отныне Спаситель должен был изображаться в Своем человеческом облике. Правило 73-е напоминало о почитании изображений святого Креста. Можно сказать, что именно с этого собора Церковь начинает выработку правил иконописания. А Седьмой Вселенский собор в 787 году утвердил догмат иконопочитания, обозначил место и роль священных изображений в Богослужении. Можно сказать, что в выработке иконописного канона участвовала вся Церковь, весь Ее соборный разум.

Чаще всего икона пишется на деревянной основе. Дерево для иконы избранно не случайно. И дело не только в том, что этот материал наиболее доступный и недорогой, или том, что он легко поддается обработке. Дерево имеет еще и глубокое символическое значение. Вспомните о Древе Жизни, о Древе познания добра и зла, которые были в Эдемском саду, где жили Адам и Ева. Можно вспомнить о дереве гофер, из которого был построен Ноев ковчег. О дереве ситтим, из которого был сделан Ковчег Завета, и, наконец, о дереве Креста, на Котором Иисус Христос был распят и принес искупительную жертву за людей.

Для изготовления иконных досок чаще всего используют кипарис, липу и ольху. Кипарис не поражает жук-точильщик, поскольку в древесной ткани кипариса присутствуют вещества, отпугивающие этих насекомых. Доски из кипариса не коробятся и не подвержены воздействию влаги. Липа и ольха отличаются легкостью, а вот осина, береза, ель, сосна хотя и используются для икон, но имеют ряд свойств, которые влияют на долговечность, и их стараются брать как можно реже. Так же как и дуб, который способен вызывать деформацию и растрескивание красочного слоя.

Если посмотреть на лицевую сторону иконной доски, то можно увидеть углубление, которое называют ковчегом. Здесь очевидна связь иконного ковчега с ковчегом Ноевым и с Ковчегом Завета. Ноев ковчег - это средство спасения праведных людей от гибельного наводнения, а Ковчег Завета - это средство общения с Богом. Православная икона - это и средство богообщения, и веха, показывающая путь к спасению.

Возвышающиеся над ковчегом края называют полями, а скос между ковчегом и полями - лузгой. О предназначении полей на иконе один из иконописцев заметил так: "Картину для цельности впечатления, вставляют в раму, отделяя ее таким образом от окружающего и направляя внимание зрителя в мир, открывающийся на холсте за рамой, как бы за окном. В иконе роль рамы исполняют поля. Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, они способствуют сосредоточенности молящегося".

Сама икона состоит из четырех слоев. Слой первый - это иконная доска. Иногда на нее, для лучшего сохранения красок наклеивают ткань - так называемую поволоку. Слой второй - это грунт, основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом. Третий слой - это краски.

Для писания икон используются темперные краски, сделанные на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмульсия из воды и яичного желтка. Эта техника возникла в глубокой древности, а на Русь пришла в X веке. Цвет, тон и сохранность красок темперной живописи намного долговечнее других красок, скажем, масла. Кроме прочего такая живопись очень хорошо подходит для священных изображений. Она прозрачна, и сквозь краску просвечивает белый левкас, придавая особую светоносность образам.
После подготовки левкаса идет золочение нимбов и фона. Потом доличное письмо - это изображение одежд, пейзажа, архитектурных деталей. Следующий этап создания иконы - роспись. Потом личное письмо. Здесь сначала идет роскрышь санкирью, опись, затем вохрение и завершающий этап изображения ликов - движки. Затем икону надписывают.

Когда написание иконы завершено, ее покрывают специально приготовленной натуральной олифой и просушивают в течение долгого времени, предохраняя от пыли. Оклад - декоративное украшение лицевой части иконы - был известен уже в Византии, но широкое распространение получил значительно позже. По поводу оклада существует два разных мнения: с одной стороны, понятно желание украсить святыню и выделить ее из предметов повседневности даже по внешнему виду. Но с другой стороны, пышная декоративность оклада из благородных металлов, да еще и украшенного драгоценными камнями может привести к противоположному результату, и духовное подменит материальным.

Следует заметить, что кроме дерева для изготовления икон использовался и холст. К XV веку стали появляться двусторонние изображения на холсте, как правило, небольшого размера. Такие иконы называли тогда "полотенца" или "праздники и святые на полотенцах". Считается, что поначалу они использовались в качестве образцов иконописцами, так как их легко можно было носить с собой. Потом такие изображения получили самостоятельное значение и уже позднее стали именоваться "таблетки".

Иногда для иконописи используется металл. Например, знаменитые златые врата собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале созданы в XIII столетии на меди в технике "золотой наводки", или, как говорят по-другому, "огневого золочения". Изготавливаются иконы и шитьем.

Сами изображения на иконах делятся на оглавные (изображается только лик), оплечные (фигура изображается по плечи), поясные (фигура изображается по пояс) и ростовые. Святые на иконах часто изображаются в окружении житийных клейм. Это небольшие композиции, которые показывают наиболее яркие события из жизни святого. К названию таких икон делают прибавление: "с клеймами жития" или "с житием".


 
 
Все права защищены. 2009 ©. Создание сайта - ООО "Сайт!"